Холдинговая компания "Маркетинг Групп" подготовила очередной обзор рынка торговой недвижимости г. Брянска по итогам 2010 года.
На рынке торговой недвижимости г. Брянска в постризисных условиях начинается постепенное восстановление рынка торговых помещений: спрос на качественные объекты, расположенные в зонах с высоким трафиком уже превысил муществующее предложение, ставки аренды в крупнейших торговых центрах города (ТРЦ "БУМ-сити", ТЦ Мельница) практически достигли докризисного уровня.
СПРОС
Высокая активность со стороны арендаторов и покупателей отмечается в сегменте стрит-ритейла: c начала 2010 года ставки аренды и цены продажи на объекты, расположенные на проспекте Ленина и ул. Куйбышева значительно выросли (до 30%).
По итогам 2010 года уровень вакантных площадей в г. Брянске сократился на 1,9 % по сравнению с предыдущим годом. Увеличение произошло за счет повышения показателей заполняемости объектов Советского района, несмотря на ввод в эксплуатацию новых торговых площадей. На общем позитивном развитии рынка, в некоторых объектах прослеживается высокий уровень ротации и сложности с набором арендаторов (ТОЦ «Консул», ТЦ «Весна» и пр.).
По состоянию на декабрь 2010 г. средний общегородской уровень заполняемости торговых объектов составил 94,4%, что свидетельствует о дефиците торговых площадей. В крупнейших торговых центрах города отмечено увеличение листов ожидания (ТРЦ «БУМ-сити», ТРЦ «Тимошковых», гипермаркет «Линия-1»).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке с момента начала кризиса и ограниченный доступ к заемным средствам, в 2010 году на рынок вышло ограниченное количество торговых объектов. К числу ключевых событий относится открытие крупнейшего в городе торгово-развлекательного центра «Тимошковых» по ул. Красноармейской в Советском районе (GBA 38 700 кв.м.; GLA 22 500 кв.м.).
Торгово-развлекательный центр «Тимошковых» в настоящий момент является единственным объектом, имеющим в своем составе развлекательную составляющую (4-х зальный кинотеатр «Cinema club», детский развлекательный комплекс «Маугли» на площади в 1 200 кв.м., бильярдный клуб и боулинг). Основной пул арендатор данного объекта представлен исключительно местными операторами, что сказалось на невысоких показателях проходимости ТРЦ (до 5000 чел. в выходные дни) и, соответственно, низких арендных ставках. В случае смены основного пула арендаторов и включения в структуру федеральных сетей объект способен занять одно из лидирующих положений в г. Брянске.
По ситуации на IV квартал 2010 года общая площадь всех торговых центров г. Брянска составляет 166 040 кв.м. В 2010 году были введены в эксплуатацию 2 торговых объекта общей площадью 43 700 кв.м.
В краткосрочной перспективе (до конца 2011 года) ожидается ввод торговых площадей свыше 23 197,7 кв.м., в долгосрочной (2012-2016 гг.) - планируется строительство торговых объектов общей площадью свыше 200 000 кв.м., что значительно превысит площадь существующих ТЦ и кардинально изменит ситуацию на рынке торговой недвижимости г. Брянска.
В конце 2010 года активизировалась работа по разработке концепции и проведению предброкериджа в отношении объекта по ул. Флотской в Бежицком районе. По данным московской консалтинговой компании «Магазин Магазинов» начало строительства объекта II квартал 2011 года, окончание – IV квартал 2012 года (по мнению экспертов, фактическая сдача объекта при заявленном начале строительства не ранее III квартала 2013 года).
В структуре рынка торговой недвижимости г. Брянска преобладают объекты категории торговые центры (39%). В формате «cash&carry» представлен единственный объект – «METRO cash&carry» (GBA – 10000 кв.м.). Необходимо отметить отсутствие качественных торгово-развлекательных центров в структуре торговых объектов, а также специализированных центров городского значения.
РЕЗЮМЕ
В целом, рынок качественных торговых центров г.Брянска по-прежнему находится на начальной стадии развития. Основными арендаторами торговых площадей являются небольшие местные компании и локальные продуктовые сети, брендовые операторы представлены в небольшом количестве и в основном работают по системе франчайзи. В данный момент в городе присутствует единственный объект с развлекательной инфраструктурой, ни в одном объекте не представлена зона фуд-корта, а парковочный индекс торговых центров не соответствует минимальным требованиям, предъявляемым к столичным аналогам.